Поворот на Восток: газопровод в КНР «Алтай» вернулся в повестку дня
Стоимость проекта составляет от $4,5-5 миллиардов до $10-13,6 миллиардов.
Барнаул, 27 февраля – Мой Алтай. Одним из результатов конфронтации между Россией и Западом стало тесное сотрудничество России и Китая. Целый пакет заключенных договоров подразумевает, в том числе, поставки газа. Одним из крупнейших газовых проектов стал газопровод «Алтай».Реализация данного проекта позволит транспортировать российский газ в КНР.
Своим мнением по ситуации с ИА «Мой Алтай» поделилась политолог Мария Бутина:
«Вопрос переориентации российских международных отношений с европейского на западный курс на фоне санкционной политики Запада в отношении России звучит все чаще.
В частности, мы слышим возвращение в повестку дня темы строительства газопровода в КНР – «Алтай». Стоит вспомнить, что этот вопрос уже поднимался несколькими годами ранее. Весной 2006 года президент России Владимир Путин заявил, что к 2011 году в Китай из России будет построен экспортный газопровод. Однако в 2011 году газопровод ни построен, ни уж тем более запущен не был. На проходившем в ноябре 2014 года в Пекине саммите АТЭС 2014, наряду с подписанным договором в мае 2014 года о поставках газа Китаю через восточный маршрут «Сила Сибири», так же был подписан меморандум и рамочное соглашение об увеличении поставок газа КНР почти в два раза, за счет мощностей западного маршрута «Алтай».
Выходит, что проект поставок газа в Китай рассматривался еще задолго до возникновения санкций и падения экономических показателей России, поэтому вряд ли проект является политической переориентацией с «Запада на Восток».
Проект нового газопровода «Алтай» в текущей экономической ситуации России, представляется весьма сомнительной для реализации идеей.
Главная причина в том, что он потребует серьезных вложений из бюджета страны. Помните, как в мультфильме «Трое из Простоквашино» говорил Кот Матроскин «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет». Предварительная стоимость проекта составляет, по различным оценкам, от 4,5-5 миллиардов до 10-13,6 миллиардов долларов США. В тоже время, вторая сторона – Китай – финансовой поддержки в стоительстве не обещает. Конечно, разработчики уверены в последующей окупаемости проекта на основании подписанного контракта, однако прибыли будут потом, а деньги нужны уже сейчас.
Вызывает вопросы и тот факт, что торговые обороты России и Китая в последнее время снижаются. Причинами падения поставок в Китай могут быть снижение спроса и падение цен на нефть. Спрос со стороны промышленных предприятий КНР снижается вместе с замедлением роста ВВП. Так, если прирост ВВП Китая в 2013 году составил 7,7%, то в 2014 году сократился до 7,4% — это почти вдвое меньше, чем в докризисном 2007 году (14,2%). Прогнозы Всемирного банка на 2015 год еще ниже — 7,1%, на 2016 год — 7%, на 2017 год — 6,9%. По сравнению с январем 2013 года торговый оборот между Россией и Китаем сократился более чем на треть (36,4%).
А КНР, в свою очередь, ведет активное развитие собственных энергетических проектов, все более сокращая долю участия России в экономике страны. Китай развивает проект «Шелковый путь 2.0» — объединение стран Центральной Азии.
В том числе туда входит основной азиатский поставщик газа в КНР Туркмения (около 20 млрд кубов в год, или порядка 50% всего газового импорта). К 2020 году Туркмения планирует нарастить объемы поставок до 65 млрд кубов. Еще один конкурент России на этом рынке — Казахстан, где китайские инвесторы приобрели большой пакет акций компании «KazMunaiGas». Пока она разрабатывает только нефтяные месторождения, поставляя в КНР около 10 млн тонн в год.
Россия поставляет в КНР, в основном, конечно, сырье — минеральное сырье (нефть, газ и пр. — 49,3%, данные Минпромторга) и лес (15,4%). Немного меньше приходится на химическую продукцию (12,9%), металлы (9,1%), машины и оборудование (8,4%).
Пока Россия разрабатывает новые пути газового экспорта, Европейский Союз ищет новых поставщиков голубого топлива. В качестве возможных источников поставок фигурируют Иран, Ирак и Турция. Пока эти планы звучат весьма слабо, ведь ЕС покрывает более трети своих потребностей в газе импортом из России, но нельзя исключать, что однажды политики Евросоюза найдут выход из российской газовой зависимости.
Проще говоря, замена одной «иглы» в лице покупателя ЕС на другую – в лице КНР ничем хорошим не закончатся.
В сложившейся ситуации нужно развивать все возможные направления для внешней торговли России, избегая доминанирования одного покупателя, а также обратить внимание на саму структуру российского экспорта: согласно данным за 2013 год, на экспорт природных ресурсов из России приходится более 60% общего объема экспорта!
Стоит также срочно задуматься о переориентации экспорта с природных ресурсов в сторону готовой продукции и высоких технологий. Это, конечно, потребует коренного пересмотра российской экономической политики, однако если думать о будущем, то реформирование нужно начинать уже сейчас, иначе однажды ситуация может стать плачевной – начиная от возможности давления и понижения цены от доминирующего покупателя до диктовки собственных политических правил с его стороны. Так вопрос экономики уже становится вопросом безопасности страны и ее граждан».
Читайте ещё:
Радио “Гордость” провело интерактивную площадку на слёте “Молодые патриоты – сила Сибири”
Логотип медиагруппы Алтай FM представлен на конкурсе товарных знаков “Золотая блоха”