Сергей Шубенков: “Себя к звездам не отношу”
Чемпион мира по легкой атлетике Сергей Шубенков рассказал о спорте, семье и соцсетях в интервью для «Вечернего Барнаула».
Товарищ лейтенант
– Сергей, недавно я с удивлением узнал, что ты лейтенант.
– Рассказываю. То, что спортсмены идут в армию, – нормальная общепринятая практика. Это позволяет получать неплохую зарплату за сравнительно небольшие обязанности. Три года назад Сибирское командование внутренних войск вышло на тренера (Сергей Клевцов – Прим. авт.) с предложением взять меня на контракт. Отказываться не стали, с тех пор служу. А звание лейтенанта мне присвоили в феврале. Не так давно меня позвал к себе небезызвестный ЦСКА – это и престижнее, и зарплата там больше. Но и из внутренних войск отпускать досрочно не хотят. Скоро контракт закончится, и перехожу в ЦСКА.
– Ты погоны хоть надевал?
– Да. Правда, своей формы у меня нет. Пару раз приезжал в Новосибирск, где командование сибирского центра внутренних войск. Там все просто. «Лейтенант, иди сюда, снимай китель», – кому-нибудь говорит командир. Главное, офицера моих габаритов найти. Но скажу, что хоть и чужая форма – все равно дисциплинирует. Кроме шуток.
– Кроме участия в соревнованиях за Вооруженные силы какие-то еще военные обязанности есть?
– Иногда общественные: приехать, выступить, в строю постоять, отчитаться. Вообще, я честно скажу, что про этот военный мир мало что знаю, поэтому мало о нем и говорю. Что точно знаю – что 1 октября лечу в Корею, 8 октября вернусь домой, а там будет два старта в течение двух дней.
– Тяжело настраиваться на них, когда уже основные события позади, а впереди отпуск?
– Обычно да. Но этот год был из ряда вон выходящим, а завершился так, что вообще по этому поводу не парюсь. Даже не переживаю, что отпуск задерживается на три недели. Успею еще наотдыхаться.
– Перед Кореей тренировался?
– Конечно, но уже не так плотно. Сейчас главная задача – травму не получить. За результатом уже не гонимся, из 13 секунд я там точно выбегать не буду.
Дайвинг–серфинг
– Ты бежишь в день рождения?
– На следующий день. В день рождения ни разу не бегал. Хотя легко к этому отношусь. Вообще его сейчас особо не праздную. Раньше хотелось, чтобы именины три раза в год были. А сейчас… Возраст, наверное.
– Что-то рановато, 25 всего.
– Нет, если настроение есть – праздную. А так – ну максимум друзей соберу. Но сейчас я вообще далеко буду. Да если бы и дома, ничего грандиозного бы не устроил. Мы и свадьбу-то свою собственную пропустили, можно сказать.
– В отпуск куда поедете?
– На Бали. Почему именно туда? Да просто сидели, выбирали. Ничего сверхъестественного вроде «всю жизнь мечтали там побывать». Пошли в турагентство, у нас там уже постоянный менеджер, который точно знает, что нам надо.
– За сезон не налетался?
– Ой… В телефоне надо посмотреть, там есть статистика, сколько налетал. Когда из Москвы в Барнаул летели, глянул – это за год был 42-й перелет.
– Хочется просто лечь и лежать, глядя на океан?
– Хочется. Но я знаю, что, когда лягу и буду смотреть, меня хватит минут на 40. Ну на час максимум. А потом надо двигаться, что-то делать. И как раз поедем туда, где все это можно: и клубы-магазины-рестораны, и дайвинг-серфинг-мопеды.
– А тебе дайвинг-серфинг-мопеды разрешают?
– Дайвинг-серфинг без проблем, а вот к мопедам возникли претензии. От родителей.
– По волнам уже катался?
– Нет, вот и хочу попробовать. Дайвинг уже проходил. В принципе это спокойное дело. Нырял в Египте в Красном море. Понравилось – жуть! Потом, конечно, узнал, что круче Египта в плане дайвинга ничего нет – расстроился.
– Еще на спортивном самолете надо полетать.
– А я пробовал в Барнаульском аэроклубе, на Яке с пилотом. Высший пилотаж, все дела. Десять минут, но хватает – во! Офигенно до жути. Такие трюки, «штопор» с выходом, ты – бац, башкой об стекло.
– Осталось еще с парашютом прыгнуть.
– Нет, это не хочу, никогда интереса не было. Хотя, когда на Яке летал, предупредили, что ежели чего – парашюты есть.
Я – не звезда
– Поговорим про твой Instagram. Ты выложил фотографии с комментатором Дмитрием Губерниевым и хоккеистом Александром Овечкиным с подписью «День звезд».
– Так совпало, что в один день с ними встретился. Овечкина увидел в Новогорске, а Губерниева – на Шаболовке, когда туда ездил.
– Так кто на снимках звезды, они или ты?
– Они. Себя к звездам не отношу. Знаешь, у легкой атлетики нет такой популярности, резонанса, как у хоккея. После Олимпиады – еще может быть, а после чемпионата мира нет. Тут журналист «Катуни-24» делал сюжет: ходил по улицам с моей фотографией, спрашивал, кто я. Молодежь вообще не знает, старшее поколение так, чуть-чуть. Бешеной популярности, как у того же Овечкина, у меня нет.
– Еще одна фотография – где ты в Новогорске сидишь в баке со льдом.
– Это такая восстановительная процедура, стимулирует кровоток. После тренировки колени, стопы ломит. Туда залезешь – отпускает.
– И как ощущения?
– Да холодно. У нас еще хвастаются – один две минуты просидеть может, Анна Чичерова (олимпийская чемпионка по прыжкам в высоту – Прим. авт.) – вообще шесть. Меня секунд на 20 хватает.
– В «ВКонтакте» ты установил статус: «Если мы не знакомы, в друзья не добавляю».
– Потому что после чемпионата мира стало столько посещений и желающих дружить… Вообще, я стараюсь отвечать всем, для этого необязательно в друзьях быть. Пишите – все расскажу.
– А что спрашивают?
– Про все. И про тренировки, и про жизнь. Стараюсь «на отвяжись» не разговаривать, только если не конкретные балбесы из серии «привет, как дела, у тебя девушка есть?».
– Девчонки замуж просятся?
– Да всего хватает. И посвататься пытаются, и всякого рода гомосексуалисты лезут. Один однажды меня гомосексуалистом обозвал.
Съемки – как забег
– Сергей, еще одна фотография из Instagram – где тебя гримируют перед съемкой в «Вечернем Урганте». Долго к ней готовился?
– Непосредственно у них нет, только небольшой грим, чтобы лицо не блестело. Еще накануне встретился в Москве с сестрой, пошли в торговый центр. У меня с собой было приличное поло – и все, я ж не знал, что к Урганту пойду. Купил пиджак, брюки, туфли, бабочку.
– Почему бабочку, а не галстук?
– Ну надо же повыеживаться.
– У них какие-то требования были?
– Нет. Уже когда к Останкино подъезжал, редактор перезвонил, уточнил, что не должно быть логотипов в полный рост. А вообще, в Останкино первое, что бросилось в глаза при входе, – вывеска «Прокат мужских костюмов». Так что даже если бы пришел в чем попало, проблема бы решилась.
– Как они на тебя вообще вышли?
– Через пресс-секретаря Федерации легкой атлетики, она мне перезвонила. Сразу согласился, тем более пресс-атташе обычно советует, куда стоит идти, а куда нет. Как-то легкоатлетов пытались позвать то ли к Малахову, то ли в «Прямой эфир» – это сразу завернули.
– Сняли все сразу, без дублей?
– Да. Сели – и пошло. За кадром ничего не осталось. Правда, оказалось, что передачи снимают кусками. Мой выпуск в эфир в Москве вышел в понедельник. Так вот, блок со мной снимали в четверг, а непосредственно вступление – перед эфиром, чтобы свежие новости были. Вообще, темп там, конечно, бешеный.
– Вы заранее обговаривали, о чем речь пойдет?
– Редактор накануне звонил, задал несколько вопросов о жизни, о биографии. Ургант задает их же, то есть примерно знает, что я скажу. Но хохмы и шутки придумывает свои. У него есть бумажки, я туда заглянул – в них только вопросы. Он там как рыба в воде, настолько в своей стихии, что это круто. Когда услышал его вопросы, знал, что отвечать. Но после того, как он резко меня одернул на первом вопросе, я понял, что попал. Все свои классные байки нужно было уложить в 20 секунд. Выпуск сколько длился, минут 15? А для меня все за секунду пролетело.
– Почти как забег.
– Примерно. Напрягся я прилично. Он не только быстро говорит, а еще и быстро соображает. И угнаться за ним тяжело. Я реально чувствовал себя догоняющим и при этом понимал, что догнать не могу. Шутки заготовил, но забыл про них. Однако после записи Ургант похвалил.
– В КВН еще над тобой не очень удачно подшутили.
– А мне понравилось. На старте ведь примерно так все и происходит. Команда «На старт!» – я сразу встаю в колодки, остальные еще стоят и чего-то ждут.
– Леонид Слуцкий, главный тренер ЦСКА и сборной России, вместе с кавээнщиками однажды в номере участвовал. Ты бы так смог?
– А мне предлагали в барнаульском поучаствовать – в прошлую субботу. Но нас с женой друзья на свадьбу позвали, так что не получилось. А так бы согласился. Люблю КВН, участников уважаю. Сам пытался играть в студенческие годы, но на репетиции не попадал.
На Урал на день рождения
– После победы на чемпионате мира ты нарасхват. Не напрягает это?
– Когда в Москве был – напрягало. Времени много занимает. А здесь – без проблем.
– Даже когда за тебя кто- то решает: «Сергей, туда надо пойти»?
– Смотря кто решает. Недавно позвали на встречу с региональными директорами одной организации. Ну зачем мне идти в частную контору к взрослым мужикам, да еще и бесплатно? Деловых предложений много, но уже понял – если сразу денег не предлагают, не предложат вообще.
– Все всегда в деньги упирается?
– Нет. Что-то не упирается, что-то ни за какие деньги делать не буду.
– Например?
– Приглашали клуб какой-то посетить. Но такими вещами не занимаюсь. После Пекина вообще было уникальное предложение: «Сергей, не могли бы вы прийти на день рождения к моему сыну?». Оплата – 130 тысяч рублей. Куда-то на Урал лететь надо было. Нет, деньги, конечно, хорошие, самое главное – бегать не надо. Но отказался.
Помощь в расследовании
– Допинг – актуальная проблема для нашей легкой атлетики…
– После чемпионата мира я давал интервью «Советскому спорту», там об этом говорил. Через несколько дней после этого позвонили из Российской антидопинговой ассоциации: а вот об этом вам что известно, а это вам кто сказал? Все мои цитаты на эту тему из интервью разобрали. Я от слов отказываться не стал, всю информацию знаю из новостей – и про дисквалификации, и про препараты. После этого они мне прислали письмо на электронную почту, предложили ответить на некоторые вопросы – получается, просят помочь меня в расследовании. РосАДА пытается спасти свою репутацию – такие звонки не то что для меня из ряда вон – а для всех. Такого никогда не было.
– Ты всегда уверен в чистоте того, что принимаешь?
– Все наше фармобеспечение идет через сборную России, так что все чисто. По ведомости под роспись получаем препараты – даже две коробки «марала» дают, наших, от «Алтайвитамины». Что-то запрещенное не пройдет. А если в чем-то сомневаемся – Он смотрит состав, решает. Однажды было: вещество оказалось не запрещенное, но диуретик, то есть типа маскирующего. Врач решил, что не стоит рисковать. Клевцов сказал, что сам это съест.
Пафосное сватовство
– 25 лет – это цифра?
– Эх, в 2007 год уже не вернуться… А много или нет – задумываюсь разве что в том плане, что в нашем виде спорта в 27-28 лет обычно показывают лучшие достижения. Вообще, мыслями я уже в следующем году. Когда про возраст спрашивают, почему-то говорю: 26, и стаж в легкой атлетике считаю с 2003-го по 2016-й.
– Недавно разговаривал с твоей мамой (Наталья Шубенкова – прославленная легкоатлетка, участница Олимпийских игр – Прим. авт.), она обмолвилась, что хорошо бы уже и внуками ее обеспечить. Как ты настроен?
– Можно не буду отвечать? Принципиально мы определились, что дети должны быть – а когда, кто, сколько… Оставим при себе.
– Жена у тебя непубличный человек. Сама этого не любит или ты не хочешь?
– Всего понемногу. На самом деле Аня всего этого не любит, для незнакомых может показаться закрытым человеком. Все, не буду больше рассказывать, а то потом по башке надает.
– До свадьбы вы год вместе жили. Ты делал красивое предложение руки и сердца или просто сидели и решили пожениться?
– Именно так, как ты сказал. У нас свадьбы-то как таковой и не было, какой пафос? Вот когда съезжались, было попафоснее. Нам поставили условие, чтобы родители познакомились. Вот устраивали, скажем так, смотрины.
– С тестем и тещей общий язык нашел?
– Да, в хороших отношениях. Они примерно одного возраста с моими родителями. И тоже в семье есть еще одна дочь. Причем моя сестра старше меня на 12 лет – и там так же. Семьи похожие, так что все пошло хорошо.м
Читайте ещё:
Жителей двух сел Алтайского края предупредили о возможных подтоплениях
Подрядчика обвиняют в хищении 730 тысяч рублей при строительстве ФАПов на Алтае
Боррелиоз и энцефалит: чем опасны клещи в Алтайском крае в этом сезоне