Яндекс Погода
Загрузка погоды...
Источник: google.ru

Как найти баланс между работой и семьей

Скотт Вайс, автор Medium и основатель успешного стартапа, о том, как важно очнуться от карьерной гонки и хотя бы ненадолго вернуться домой.

Как все начиналось

Мы с женой полюбили друг друга еще в колледже. Сначала мы откладывали рождение детей по собственному желанию, а потом уже по необходимости, когда решили пойти учиться в бизнес-школу. Примерно на седьмом году нашего брака мы решили, что всё же время настало. И я, и моя жена работали тогда в стартапах и были нацелены на карьерный рост; мы рассчитывали, что сможем и дальше строить карьеру и одновременно воспитывать нашего первенца. Чтобы облегчить себе эту задачу, мы нашли просто потрясающую, очень энергичную няню на полный рабочий день. На самом деле, моя жена вернулась на работу уже спустя две недели после рождения нашего первого ребенка, потому что стартап, в котором она работала, приближался к выходу на IPO, и няня поддержала нас в тот непростой период.

Когда жена забеременела во второй раз, я уже был старшим партнером в бизнес-инкубаторе Idealab, где существенная часть моей работы заключалась в том, чтобы закрывать компании, пострадавшие от пузыря доткомов. Я собирался взять отпуск по уходу за ребенком, в то время как жена должна была вернуться на работу спустя шесть месяцев после родов. Однако к моменту, когда наш второй ребенок появился на свет и спустя почти два года после того, как я строил эти планы, многое изменилось. Разочаровавшись в своей работе, я горел желанием создать что-то свое и решил открыть собственную компанию. Когда жена с ребенком вернулись из роддома, я уже полным ходом занимался сбором средств на будущую компанию по безопасности электронной почты IronPort.

Карьерный взлет

Сначала нас было двое, партнер и я, и хотя у нас были грандиозные планы — защитить предприятия от всех угроз интернета, — у нас тогда еще не было средств, чтобы представить себе масштабы нашей затеи. Участвовать в технологическом стартапе на стадии зарождения — значит вставать ни свет ни заря и потом работать до изнеможения, чтобы добиться чего-то масштабного и успеть выпустить стоящий продукт до момента, когда кончатся деньги. Все было именно так даже после того, как мы начали нанимать работников себе в помощь. Я не программировал, но, как генеральный директор, часто чувствовал необходимость находиться рядом с нашей командой разработчиков. Иногда я даже угощал всех ужином. А когда программисты стали регулярно работать по выходным, мы предоставили к их услугам целую команду менеджеров: мы приносили им еду, мыли машины и меняли масло, относили вещи в химчистку и организовали детские комнаты прямо в офисе.

Благодаря всем этим усилиям, за семь лет работы в качестве самостоятельного бизнеса IronPort стала крупной и процветающей компанией, после чего ее купила Cisco. Это был потрясающий профессиональный опыт, который случается раз в жизни. Но все эти незабываемые годы моей карьеры стали, безусловно, самым тяжелым периодом в семейной жизни. Мы обзавелись третьим ребенком всего полтора года спустя после рождения второго, что заставило задуматься над тем, как нам и дальше совмещать карьеру и семью. Мы произвели кое-какие расчеты — и обзор рынка труда — и пришли к выводу, что нам потребуется нанять не меньше двух нянь и другой прислуги, чтобы иметь возможность заниматься карьерой с тем же рвением. Так что после того как моя жена долгие годы работала в стартапе с нашим первым ребенком, а после его IPO стала первым вице-президентом по развитию бизнеса — после этого моя жена, у которой была степень MBA Гарварда и собственная потрясающая карьера, «решила» стать мамой на полную ставку, чтобы самой заботиться о наших детях.

К тому времени, когда у нас стало трое детей, я уже редко бывал дома. А когда бывал, ну, скажем, я не очень горел желанием помочь или подержать жену морально.

Тогда я думал: я и без того изматываюсь на работе, так что дома хочу просто налить себе выпить и усесться посмотреть телевизор. Я целый день разговариваю с разными людьми на работе, и дома я хочу просто спокойно расслабиться. Затем, по мере того как моя компания росла, я начал часто ездить по командировкам, чтобы общаться с клиентами, прессой, аналитиками и, конечно, своими сотрудниками. В итоге мы стали получать почти всю прибыль за пределами США, так что нам всем казалось очень важным поддерживать связь со всеми офисами, разбросанными по свету от Европы и Азии до Латинской Америки. Случалось, я отсутствовал больше двух недель за один месяц. И даже когда я бывал дома, то обычно находился в состоянии жуткого недосыпа и адаптации к очередной смене часовых поясов, так что от меня не было никакого прока в уходе за детьми.

Жизнь жены кардинально отличалась от моей. Дома ей приходилось весь день разговаривать с детьми на их примитивном языке, и ей ужасно не хватало нормального взрослого общения к тому моменту, когда я приходил домой. А как я заваливался на диван перед телевизор со своим коктейльчиком? Это сводило на нет все ее попытки научить детей тому, что в семье все делается сообща. Ее слова о том, что каждый должен помогать готовить, убираться и выполнять работу по дому, становились пустым звуком, когда папаша не мог даже вынести мусор или поменять лампочку. Нет, я был для этого слишком важной персоной и предложил ей нанять кого-нибудь для работы по дому или даже готовки, если это так уж ее «напрягало».

Нда. Я напрочь упускал самое главное. Какой прекрасный пример я подавал всем на работе и какой ужасный — дома, где я вел себя как настоящая свинья с раздутым самомнением. Пора было что-то менять.

Поворотный момент

После того как Cisco купила IronPort, я проработал на Cisco еще несколько лет, а затем ушел из компании и сделал перерыв на полтора года. За это время мои отношения с семьей полностью изменились. Теперь я собирал своим детям завтраки, подвозил их до школы, готовил обеды; я наконец-то стал вносить свою лепту. С помощью жены и примера других образцовых отцов я сумел существенно переосмыслить свое отношение к семье. В 2011 году я стал партнером в Andreessen Horowitz. Но моя новая роль в семье осталась прежней, хотя теперь я снова работаю полный рабочий день.

На сегодняшний день мы женаты уже 22 года. Размышляя о нашем долгом родительском опыте, я хочу рассказать вам о ключевых вещах, которые мне пришлось переосмыслить.

Отключитесь от работы, чтобы включиться в жизнь семьи

Во время работы над IronPort, когда дети еще были маленькими, всё, что я делал на работе, казалось мне гораздо более важным и срочным, чем то, что происходило дома. Меня часто упрекали в том, что я присутствую только физически, а мыслями нахожусь где-то далеко. (Если вы обнаружили, что крадетесь в ванную, чтобы дописать кому-то электронное письмо, то вы точно не присутствуете рядом с вашей семьей). Моя жена не раз намекала мне на это, но до меня никак нельзя было достучаться. После ухода из IronPort я понял, что, чтобы посвятить себя семье, необходимо отключиться от работы (т. е. выключить компьютер и телефон) и полностью переключить свое внимание на разные домашние мелочи. Например, на то, чтобы приготовить великолепный обед. Или помочь с научным проектом. Или обсудить планы на будущее с женой.

Расставляйте приоритеты

У нас с женой один вечер в неделю обязательно выделен на свидание. С сыном мы вместе играем в лиге виртуального футбола. А с дочерьми мы готовим. В большинстве случаев это неотменяемые встречи, которые четко прописаны в моем ежедневнике. Просто удивительно, но если мой ежедневник говорит, что я не смогу пойти на встречу в среду или в пятницу утром до 9 утра, потому что готовлю завтрак и подвожу детей до школы, то такие встречи даже не попадают в мой календарь. (Если это возможно, то расположение дома рядом с офисом превосходно помогает правильно расставлять приоритеты. Это означает, что я могу выкроить время для ужина с семьей, а потом вернуться в офис и назначить встречу на более позднее время).

Оставайтесь на связи

Когда я уезжал по делам IronPort, то иногда по несколько дней вообще не выходил на связь с семьей. Когда друзья спрашивали мою жену: «Эй, а куда на этой неделе поехал Скотт?», ей приходилось совершенно искренне отвечать: «Понятия не имею, напиши ему сам». Вот как я был поглощен работой. Теперь, когда я полностью включен в еженедельное расписание своей семьи, мы планируем и заносим в календарь семейные ужины (возможно, единственная самая важная вещь, которую мы выполняем), или когда я подвезу или заберу детей из школы, и по ходу дела корректируем его. Например: вдруг что-то отменилось так, что я успеваю на последние полчаса баскетбольного матча своих детей? Не купить ли мне что-нибудь по дороге домой? И так далее. Обычно я связываюсь с семьей в перерыве между встречами, но если я «родитель на дежурстве» —т. е.если жена уехала из города — тогда я начинаю свои встречи словами: «Прошу меня простить, но я единственный родитель в городе, так что я должен держать свой телефон под рукой на всякий случай». Самого большого прогресса я добился именно в поддерживании связи со своими родными. Теперь звонки и SMS по нескольку раз в день, просто чтобы проверить, как дела, стали нормой. Поддерживать связь важно и в более широком смысле. Я убежден, что члены семьи — и это касается каждого — должны вместе обсуждать все жизненно важные решения любого из родителей, будь то новая работа в стартапе или предложение занять пост CEO. И за ними должно оставаться право изменить ваш рабочий контракт при существенных изменениях в жизни семьи.

Будьте причастны

Просто невозможно быть хорошим мужем или женой, если вы активно не участвуете во всех сферах жизни семьи; вы не можете просто попросить свою вторую половинку делегировать ваши обязанности кому-то другому. Хотя, вероятно, можете, но тогда это должно быть ваше общее решение — принятое с уважением к выбору и стремлениям вашего партнера. Лично я уверен, что даже самые занятые генеральные директоры должны сами подвозить детей до школы, готовить завтрак или ужин и регулярно посещать школьные мероприятия. И заметьте, моей жене не нужно было, чтобы кто-то посторонний помогал ей по дому; она хотела, чтобы я сам принимал участие хоть в каких-то общих делах. Единственный способ участвовать в жизни родных — это самому заниматься их делами каждую неделю, и в этом случае аутсорсинг не работает. Это даже может усовершенствовать ваши лидерские качества как CEO, если вы научитесь более чутко относиться к чувствам других людей.

Заключение

В коридорах венчурных фондов, стартапов и других центров насыщенной деловой жизни не утихают дебаты по одному вопросу: можно ли иметь все? Разве лучшие CEO и основатели компаний не обязаны быть настолько амбициозными и мотивированными, что в итоге им приходится жертвовать всем ради дела? Мы видели, как многие пары пытались разрешить этот вопрос между собой, но в итоге почти всегда возникала дисгармония, которая приводила к большим жертвам со стороны либо одного, либо другого партнера.

Что всегда было уникальной чертой Кремниевой долины, так это возраст и жизненный опыт тех, кто занимает пост CEO: до этой должности здесь часто дорастают на десять лет раньше, чем в традиционных отраслях экономики. Мне приходилось видеть, как многие главы компаний, не достигшие тридцати, уже были достаточно компетентны и сведущи в своей сфере, чтобы управлять бизнесом, но когда расти начинала не компания, а их семья, требуя к себе все больше внимания, они терялись и недоумевали, почему все просто не налаживается само собой. В идеале вы должны произвести в себе те изменения, которые я описал, еще до того, как такой момент наступит.

Мне легко делиться этими советами сейчас — после продажи своей компании. Правда состоит в том, что мне пришлось пойти на определенные жертвы в плане семейной жизни, чтобы IronPort добилась успеха. И все же я не теряю надежды. Я надеюсь, что новое поколение, которое выросло с более гибким представлением о границе между работой и личной жизнью и привычно к новым технологиям, позволяющим им оставаться на связи так, как мы не могли, — это поколение не смирится с тем, будто бы в этом мире нельзя иметь все.

https://insider.pro/ru/article/46858/?utm_content=buffer8364d&utm_medium=social&utm_source=facebook.com&utm_campaign=buffer

Читайте ещё:

Радио “Гордость” провело интерактивную площадку на слёте “Молодые патриоты – сила Сибири”

Логотип медиагруппы Алтай FM представлен на конкурсе товарных знаков “Золотая блоха”

Аудиореклама в России на подъеме

Новости

Радио “Гордость” провело интерактивную площадку на слёте “Молодые патриоты – сила Сибири”
“Юмор FM” рекомендует новогоднее приключение “Поймай собаку, если сможешь”
ГИБДД объявило о начале “Стабилизации”
“В баню!”: выпускаем пар в кино с “Юмор FM”
Логотип медиагруппы Алтай FM представлен на конкурсе товарных знаков “Золотая блоха”
Более 130 единиц техники будет дежурить на алтайских федеральных дорогах
Госавтоинспекция Алтайского края обращается к пешеходам
ГИБДД предупреждает об ограничении движения на Чуйском тракте
“Юмор FM” приглашает посмотреть фильм “Возвращение попугая Кеши”
МИЛЛИОН-МАРАФОН: играет вся страна
Аудиореклама в России на подъеме
ENERGY рекомендует триллер “Свидание с монстром”
Госавтоинспекция Алтайского края информирует об ограничении движения
Настоящий стиль ENERGY: Саша Маслакова вышла на подиум Недели моды
Госавтоинспекция Алтайского края информирует об ограничении движения
Мобильное приложение радиоканала Алтай FM теперь доступно в RuStore
Юмор FM приглашает на игры Барнаульской Лиги КВН
“Юмор FM” получил диплом премии “Бренд года в России 2024”
Звезды спели в проекте “ШУТКИПЕСНИ ПЛЮС” на “Юмор FM”
ENERGY в Барнауле — информационный партнёр хоккейного клуба “Динамо-Алтай”