Гастроэнтеролог Семён Рапопорт — о том, кому можно не завтракать по утрам
Продолжаем говорить с людьми, которые знают лучше других, что нового происходит в разных сферах жизни города. В новом выпуске рубрики «Что нового?» гастроэнтеролог, доктор медицинских наук, председатель проблемной комиссии «Хронобиология и хрономедицина» РАМН Семён Рапопорт рассказывает, как ритм жизни влияет на наше здоровье, опасно ли работать по ночам и можно ли не кормить детей мясом.
О качестве медицины, диспансеризации и видеокапсуле
— Я недавно делала большое исследование о смертности среди молодых москвичей, от 18 до 45 лет, на основе данных Росстата. Оказалось, что смертность от болезней органов пищеварения — на пятом месте среди самых распространённых причин. С чем вы это связываете?
— Есть две проблемы: алкоголизм и наркотики. Они в первую очередь бьют по печени. Печень страдает также от инфекционных и вирусных заболеваний, но их обычно не так много среди молодых людей. В Москве алкоголиков много именно среди молодых людей: вы когда-нибудь видели, что творится в ночных клубах? Это проблема социальная.
— Также в этом исследовании мы пришли к выводу, что онкология — одна из главных причин смертности в Москве, причём часто встречаются именно злокачественные новообразования органов пищеварения.
— Не могу согласиться: онкология по-прежнему удел более пожилых людей. Она помолодела по сравнению с тем, что было раньше, но, как правило, злокачественные новообразования возникают у людей старше 40 лет. Больше всего от этого страдают женщины, это связано с тем, что они переходят в другое состояние: меняется их гормональный уровень и начинаются всякие поломки. Проблема в том, что нужна ранняя диагностика, потому что клинически рак никак не проявляет себя на ранних стадиях. Человек обычно выглядит, и у него нет специфических жалоб. Одна из главных задач медицины сейчас — профилактические осмотры. Сейчас этому уделяется много внимания, появляются так называемые маркеры.
В 1972 вместе с академиком Владимиром Василенко мы писали о ранней диагностике рака желудка: наступит время, когда по крови можно будет определить, есть рак или нет. Сейчас есть набор маркеров, который позволяет выявить признаки появления рака, в то время как визуальные методы — рентген, эндоскопические методы, УЗИ — на ранних стадиях не дают достоверной информации.
Мы сейчас занимаемся внедрением в работу врачей видеокапсулы. Это эндоскопическое исследование: человек глотает таблеточку, она проходит по всему пищеварительному тракту, записывает картинку и выдаёт информацию на датчики, через них все данные попадают в компьютер, там уже врач рассматривает ход капсулы. Специалист имеет возможность осмотреть внутренние органы, но не гастроскопом или колоноскопом, а при помощи небольшой капсулы, так он может определить, где есть поражение, а пациент при этом не испытывает дискомфорта. Это один из перспективных профилактических методов обследования больных, хотя я не могу назвать его совершенным. Например, такие капсулы не умеют делать биопсию, это существенно, но, я надеюсь, мы её научим. Впервые такая разработка появилась в Израиле лет 15 назад, сейчас такой аппарат разрабатывают в трёх-четырёх странах. Эта капсула довольно дорого стоит, но есть отечественная разработка, она будет намного дешевле.
Если ты сова, я тебя утром не буду заставлять есть. Не хочешь есть — не надо
— В наших больницах уже есть возможность воспользоваться такой услугой?
— Уже есть, в 31-й больнице в Москве.
— Возвращаясь к теме профилактических осмотров: у меня есть ощущение, что медицина, напротив, становится всё более недоступной для обычных людей. Сейчас трудно попасть на приём даже в обычную поликлинику.
— Изменилась психология, в медицине, как и во всём остальном, во главу угла сейчас ставят деньги: бескорыстие, максимальная помощь — всё это почти ушло и осталось, как мне кажется, только в глубинке. У всех молодых специалистов первая мысль — о заработке. Хорошие врачи ушли в частную медицину. Чтобы попасть к дельному специалисту, требуются какие-то деньги. Я считаю, что это измена профессии, врач должен быть святым человеком. В советское время Евгений Чазов (кардиолог, начальник четвёртого Главного управления при Минздраве СССР в 1976–1986 годах, министр здравоохранения СССР в 1987–1990 годах. — Прим. ред.) организовал четвёртое управление, там было спецотделение для ведущих сотрудников ЦК и политбюро. Их на десять дней в обязательном порядке клали в клинику и полностью обследовали — сверху донизу. Я разговаривал с докторами, которые там работали, они рассказывали, что выявляли в большом количестве ранний рак. Скажем, обнаруживали полип желудка, делали биопсию — рак. Но его надо было найти! Вот что означают профилактические осмотры. Чазов говорил, что это был проект общего отношения к населению страны: система здравоохранения должна была заниматься профилактическими осмотрами.
— Разве возможно применение этой модели ко всем жителям страны?
— Оказалось, конечно, нет, медицина была не готова: для это нужно оборудование, врачи и большие деньги. Но можно превентивно обследовать наиболее уязвимые слои населения, например, занятых на производстве со множеством негативных факторов.
— А как вы оцениваете качество специалистов в медицине?
— Специалистов высочайшего уровня мало. Например, хирург Александр Черноусов творит чудеса, он оперирует сложнейших больных. У меня был случай, когда больная ночью умерла, но её вернули к жизни. Я его позвал на консультацию, а он говорит: «Я забираю её на операцию». Я отвечаю: «Она же только что умерла!» Черноусов её забрал и прооперировал, через два-три года она пришла ко мне на своих ногах. Такого уровня врачей мало, но хороших специалистов много, просто их надо искать.
О здоровом питании, гастрите и людях разных хронотипов
— Как понять, что у тебя проблемы с желудком, если у тебя нет никаких симптомов?
— Идти на профилактический осмотр. Время от времени надо проверять всё: и гормоны, и функции разных органов, и сердечно-сосудистую систему.
— Фактически, если человек хочет долго жить и не болеть, он должен сам о себе заботиться, это его ответственность?
— Да, государство её не берёт на себя, а должно бы.
— Какие главные причины возникновения гастрита или язвы, правда, что на это влияет стресс?
— Да, в первую очередь он может спровоцировать язвенную болезнь. Это заболевание, возникновение которого зависит от многих обстоятельств: и наследственность, и стрессовые ситуации, и образ жизни, и нервная система, а это та же наследственность. Кстати, этиологию язвы не могут определить до сих пор, есть множество причин её возникновения.
У людей, которые работают ночью и резко меняют свой ритм жизни, опухоли появляются в три раза чаще, чем обычно
— Я общалась с онкологом, который сказал, что хеликобактерная инфекция — это предрак, это так?
— Это глупости. Уже 15–20 лет все занимаются профилактикой — уничтожают несчастный хеликобактер, но заболеваемость раком от этого не изменилась. Многие ещё считают, что это причина язвенной болезни, но это тоже не так. Хеликобактер — одна из составляющих, но не причина. Однажды был проведён эксперимент: человек выпил культуру хеликобактера в надежде, что у него появится язва, но никакой язвы не появилось. Я вообще не сторонник государственной точки зрения в этом вопросе, Минздрав считает, что эту инфекцию надо лечить, но, на мой взгляд, такое лечение — хорошая реклама для производителей антибиотиков. По идее, это бактерия, которая всегда жила с человеком, она его друг, который в определённой степени защищает слизистую. Когда мы начали вмешиваться во внутреннюю жизнь бактерии лекарствами, стали лечить её, она изменила свой характер и стала проявлять себя как болезнетворный микроб. Кроме того, от применения антибиотиков происходит тяжелейший дисбактериоз, нарушение флоры в кишке.
— Здоровое питание может помочь не заболеть?
— Оно может помочь выздоровлению. Вообще, важно правильно питаться, причём речь идёт не только о наборе продуктов, но и о ритме питания. Скажем, язвенник не может долго голодать, при язвенной болезни 12-перстной кишки выделяется много соляной кислоты, и долгое неприятие пищи повреждает слизистую. Поэтому одна из важных рекомендаций для язвенника — отсутствие больших перерывов в еде, более того, как правило, я таким больным рекомендую есть на ночь. У язвенников к ночи увеличивается выработка соляной кислоты, а еда её связывает, делает так, чтобы соляная кислота не действовала на слизистую.
— Но здоровым людям на ночь лучше всё-таки не есть?
— Здоровым не стоит. Только если человек хочет поправиться: всё, что человек ест после 20 часов, уходит в тело.
— Правда, что полезнее есть маленькими порциями и часто?
— По-разному, как я уже сказал, есть заболевания, при которых нельзя долго голодать и еда является лечебным препаратом. Но если ты здоров, часто принимать пищу необязательно — достаточно трёх-четырёх раз в день.
— А если человек не хочет утром завтракать, это вредно?
— Есть люди разных хронотипов: совы, жаворонки и смешанные — голуби. Если ты жаворонок, ты просыпаешься рано и хочешь есть утром. Сова просыпается в 11–12 и, если встаёт раньше, как правило, не хочет есть. Ничего страшного, не надо себя насиловать, человек такого хронотипа потом всё доберёт! Он будет есть на ночь, аппетит у него появляется в 22–23 часа.
— Но это же не очень полезно?
— Ничего страшного, это его стиль, его ритм жизни и питания.
— А если человек хочет вести здоровый образ жизни, но просыпается в 11 и любит есть на ночь?
— Ничего страшного, для него это будет здоровый образ жизни: утром он не ест или ест неплотно, а потом, в течение дня и вечером, получает необходимое количество продуктов.
— А с чем связано то, что человек относится к тому или иному хронотипу, он сова или жаворонок?
— Это генетика, поэтому не надо идти против природы. Если ты сова, я тебя утром не буду заставлять есть. Не хочешь есть — не надо, приводи себя в порядок, входи в свой ритм.
— В современном мире не у всех есть возможность вести образ жизни, соответствующий своему хронотипу. Организм испытывает стресс, если я сова, но вынуждена рано вставать на работу?
— В какой-то степени да, потому что вы идёте против природы. Все нагрузки, в том числе физические и эмоциональные, вы будете выдерживать хуже, чем обычный человек. Надо стараться, чтобы образ жизни соответствовал внутреннему ритму.
— А если ты принадлежишь к определённому хронотипу, ты можешь перестроиться?
— Нет, это генетика. И не надо перестраиваться: если ты сова, подбери такую работу, чтобы нагрузки были не утром, а вечером или ночью. В своё время я предлагал брать на работу в ночные смены именно сов, а не жаворонков. Совсем недавно шла борьба за зимнее и летнее время. Ритм, который задали по летнему времени, был против нормального образа жизни. В принципе, мы должны вставать рано, когда восходит солнце, а ложиться, когда оно заходит. Но всё было наоборот: нас заставляли вставать чуть ли не в три часа по старому времени, а это нарушение суточного ритма. У такого образа жизни было много последствий: дети перестали есть грудное молоко, а коровы перестали доиться.
— Насколько опасно нарушать или резко менять свой ритм жизни и сна?
— У людей, которые работают ночью и резко меняют свой ритм жизни, опухоли появляются в три раза чаще, чем обычно. Смена или нарушение ритма, десинхроноз — важный фактор в возникновении злокачественных опухолей. Академик Владимир Анисимов занимается проблемой нарушения ритмики, в своих статьях он показал, что опухоли у тех людей, которые живут ночной жизнью, появляются в несколько раз чаще, чем в обычной ситуации. Нарушения ритмики достаточно для того, чтобы заболеть. Это было показано на крысах: больным грызунам давали мелатонин, который регулирует суточный ритм организма. После этого у животных начинала расти шерсть, появлялись зубы, они молодели и даже приносили потомство. Всё потому, что восстанавливали ритм их жизни.
— Правда ли, что есть взаимосвязь между определённым сезоном и обострением болезни?
— Да, конечно, и в своих работах я это показал. Эту проблему изучает такая наука, как хронобиология и хрономедицина. Типичный случай — это сезонное обострение язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, но, вообще, все болезни имеют сезонное течение. В межсезонье, осенью и весной, изменяется устойчивость адаптации организма к внешней среде, снижаются адаптационные механизмы.
О диетах и модных течениях в питании
— Как вы относитесь к вегетарианству?
— Это дело вкуса, при таком типе питания человек получает все необходимые вещества, в том числе белок.
— А растительный белок полноценно заменяет животный?
— Это белок разного качества, разной способности усваиваться: один полегче, другой потяжелее. Но ведь и мясо бывает разным. Скажем, нельзя сравнивать телятину с говядиной. С моей точки зрения, наиболее полезной является говядина, потому что там есть и железо, которое необходимо человеку для построения гемоглобина. При железодефицитной анемии я в качестве лекарства рекомендую говядину.
— А детей можно приучать к вегетарианству, это не опасно?
— Можно, конечно, но я не считаю, что это полезно. Детский пищевой рацион должен быть широким, а животный белок очень полезен для роста и развития организма.
— В последнее время появилась мода на очищение организма, так называемый детокс. Это вредно или всё-таки полезно?
— Я считаю, что это плохо. Жить надо таким образом, чтобы никакого очищения не потребовалось. Само словосочетание «очищение организма» вызывает протест: что очищать, если организм работает нормально? Как можно отказаться от какой-то пищи, если организму ежедневно требуются полезные вещества, которые в ней содержатся? Даже если, скажем, у человека больная печень, разве ему это поможет? Никогда. Очищение приемлемо как лечебный метод, например, при отравлении.
— К диетам вы тоже скептически относитесь?
— Смотря к каким. В своё время был профессор Мануил Певзнер, который разработал 15 диетических столов. Все они были подобраны научно и до сих пор используются. Например, первый стол — для больного язвенной болезнью и гастритом, там прописан не только набор продуктов, но и степень измельчения пищи.
Жить надо таким образом, чтобы никакого очищения не потребовалось
— А диеты с целью похудения вредны для организма?
— В случае если человек хочет похудеть, как правило, убирают из рациона всё, что даёт избыточные калории: сладкое, хлебобулочные изделия, бульоны. Когда у Майи Плисецкой спрашивали, как она держит себя в форме, она отвечала: «Надо меньше жрать». Кроме того, при похудении важна физическая нагрузка.
— Почему люди иногда переедают?
— У этого много причин. Во-первых, есть такое понятие, как обжорство: человек просто любит поесть и не контролирует себя. Во-вторых, это может быть связано с болезнью. Например, есть метаболический синдром — это полисистемное заболевание, которое влечёт за собой ожирение, диабет первого или второго типа, поражение сердечно-сосудистой системы, ишемическую и гипертоническую болезни, поражение печени и поджелудочной железы. Кроме того, метаболический синдром провоцирует поражение суставов, потому что носить на себе 130–150 килограммов — это довольно тяжело. В основе этого заболевания лежит переедание и неправильный образ жизни. Им часто страдают активные люди, которым некогда есть в течение дня, и они питаются вечером или ночью. Всего в мире около 30 % населения страдают от ожирения.
— А правда, что у всех людей разная конституция, разный обмен веществ, и от этого в первую очередь зависит их телосложение? Есть даже такое выражение — «не в коня корм».
— Это правда, срабатывает генетика: есть целые семьи, в которых, как правило, худощавые люди. Они стараются располнеть, но ничего не получается.
— Если много заниматься спортом, можно ускорить обмен веществ?
— В определённой степени да, потому что, когда человек нагружает себя, ему нужно больше калорий, и обмен веществ ускоряется.
ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА: Анна Деспоташвили
http://www.the-village.ru/village/city/city-news/223671-gastroenterolog
Читайте ещё:
Радио “Гордость” провело интерактивную площадку на слёте “Молодые патриоты – сила Сибири”
Логотип медиагруппы Алтай FM представлен на конкурсе товарных знаков “Золотая блоха”