Что такое цифровые права, самоисполняемый договор и электронное завещание?
Конец второй декады марта ознаменовался принятием целого ряда законов, так или иначе регулирующих правоотношения в интернете.
Особо стоит отметить закон о внесении изменений в часть первую, вторую и третью Гражданского кодекса РФ.
Почему стоит обратить внимание именно на это? Ну, хотя бы затем, что с октября 2019 года в гражданский оборот в России будет официально включен новый вид имущественных прав, которые полулегально в нем присутствует не первый год, а еще затем, что изменятся требования к письменной форме сделки и порядку исполнения договоров.
1. Цифровые права
Поставлена точка в спорах вокруг того, что из себя представляют криптовалюта и токены – имущество или имущественные права (и вообще, представляют ли они из себя какой-то объект гражданских прав).
Теперь в законе, а именно в новой редакции статьи 128 Гражданского кодекса, прямо указано, что в состав имущественных прав, кроме всего прочего, входят цифровые права. Общее понятие цифровых прав дано в статье 141.1 – это названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.
Если перевести, то кратко можно дать следующее определение:
В российском правовом поле цифровые права – это не любые цифровые права, а только те, которые поименованы в таком качестве в законе «О цифровых финансовых активах» (рассмотрение которого в Государственной Думе отложено на апрель 2019). И эти права должны обращаться в соответствии с теми требованиями, которые будут установлены российской информационной системой. А российская информационная система будет действовать в рамках положений и ограничений, установленных Банком России.
Каковы последствия?
- При продаже цифровых прав (криптовалюта, токены и пр.) гражданином, он не сможет воспользоваться ни одним из вычетов по налогу, и ему придется платить налог на доходы физических лиц с разницы между суммой дохода от продажи цифровых прав и суммой документально подтвержденных расходов на их приобретение.
Юридическое лицо (предприятие, организация) при реализации цифровых прав должно будет исчислить налог на добавленную стоимость, если является плательщиком этого налога. Налогообложение прибыли от продажи цифровых прав будет осуществляться в обычном порядке. По вопросу о том, как будет регулироваться вычет НДС при приобретении цифровых прав, мнение экспертов расходятся. Но учитывая специфику регуляторного подхода, вычет НДС по таким операциям, скорее всего, будет сопряжен с риском признания его необоснованным.
- Если цифровые права будут обнаружены у должника в рамках банкротства, они могут быть включены в конкурсную массу.
- Цифровыми правами можно будет рассчитаться по обязательствам, например, в рамках предоставления отступного.
- Цифровые права могут быть предметом залога
- Цифровые права можно будет менять на другие цифровые права, либо на иное имущество (имущественные права).
- Цифровые права можно будет получить в порядке наследования или при разделе имущества супругов.
Важное дополнение: оборот цифровых прав (покупка, продажа, обмен, залог и т.д.) осуществляется только через специализированные организации в порядке, который еще предстоит утвердить Банку России. Это первое. И второе – криптовалюта не является законным средством платежа в Российской Федерации.
2. Самоисполняемые договоры
Все привыкли, что договор – это составленный на бумаге документ, подписанный от руки и скрепленный печатью (если речь идет о договоре между организациями).
С октября 2019 текст договора можно будет также составить с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки. То есть, текст договора может быть записан машинным кодом (на языке программирования). Материальным носителем в данном случае может выступать любое устройство (смартфон, компьютер, флешка и т.д.).
Единственное исключение – завещание, составление которого с использованием электронных либо иных технических средств, прямо запрещено законом. Электронного завещания нет и быть не может.
Подписать электронный договор необходимо квалифицированной электронной подписью (например, при сделках между предприятиями, организациями), либо иным способом, который позволяет достоверно определить лицо, выразившее волю (например, путем совершения определенных действий на сайте интернет-магазина).
При возникновении судебного спора по договору, который будет составлен с помощью электронных либо иных технических средств, разбирательство может затянуться по сравнению с обычным спором, так как потребует назначения судом технической экспертизы (перевода с машинного кода) текста договора.
Самоисполнение договора заложено в норме измененной статьи 309 Гражданского кодекса, где в части второй (в новой редакции) сказано: условиями сделки может быть предусмотрено исполнение ее сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки.
Иначе самоисполняемый договор еще называют смарт-контрактом. Технически он представляет из себя написанный на машинном коде договор, который исполняется в автоматическом режиме в соответствии с написанным алгоритмом. В идеале смарт-контракт действует бессрочно, не изменяем, и не требует участия человека после того, как смарт-контракт создан и запущен.
Попытки запуска пилотных проектов, связанных с применением смарт-контрактов, были еще до принятия закона. Например, «Газпромнефть-Аэро» и авиакомпания S7 для целей повышения скорости расчетов при заправке самолетов, а также автоматизации планирования и учета поставок самолетного топлива разработали и применили смарт-контракт AFSC (Aviation fuel smart contracts).
Автору статьи известны случаи применения смарт-контрактов при морских перевозках, при страховании грузов, а также для оптимизации аккредитивной схемы расчетов.
Смарт-контракт требует тщательной работы при его подготовке, но при его исполнении это окупается сторицей.
Смарт-контракты могут получить широкое распространение в таких видах деятельности, как услуги по перевозке, аренда движимого и недвижимого имущества, лизинг, договоры подряда, электроэнергетика и т.п.
Дмитрий Иванов, блокчейн-юрист
+7 (962) 809-6514
Читайте ещё:
Радио “Гордость” провело интерактивную площадку на слёте “Молодые патриоты – сила Сибири”
Логотип медиагруппы Алтай FM представлен на конкурсе товарных знаков “Золотая блоха”